Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Фильм Виталия Манского «Труба». Фото Курпяева Олеся.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США СССР ММКФ Крым Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время Южная Африка новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Италия Англия варяги Москва фашизм Грузия Вторая мировая война Первая мировая война раннее Средневековье Испания история Франция Украина история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история Италии история России первой четверти XVIII в. история Франции история культуры История Древнего Рима Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия Киевская Русь холодная война новейшее время Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы семиотика Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I Александр III Прибалтика археология античность геральдика Декабристы Реформация пропаганда Прохоровка Сталинград Российская империя социальная история Возрождение колониализм национализм Куликовская битва Французский ежегодник христианство антропология микроистория консерватизм модернизация историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историография франковедение Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания интеллектуальная история XX век

Фильм Виталия Манского «Труба». Фото Курпяева Олеся.

Текст: Ирина Корнеева
05.06.2013, 00:20
Первый день конкурса "Кинотавра" начался дебютной полнометражной картиной Таисии Игуменцевой "Отдать концы", а запомнился непредсказуемо скромным, можно даже сказать, теневым классическим явлением на представление фильма замужней Ксении Собчак, сопровождавшей Максима Виторгана, сыгравшего у Игуменцевой роль деревенского тракториста.
Но главным героем вечера стал режиссер Виталий Манский, чья документальная лента "Труба" в основном конкурсе не только на равных правах составила конкуренцию художественным фильмам, но и буквально трижды вызвала в конце просмотра овации. И это несмотря на поздний показ, тропический ливень (добираться в сочинский Зимний театр приходится разве что не вплавь) и неограниченный (в данном случае двухчасовой) хронометраж картины.
Виталий Манский - один из немногих документалистов, продолжающих работать на максимально возможном отстраненно-уважительном расстоянии по отношению к своим героям и их жизненным обстоятельствам, фиксируя кинокамерой их бытие в режиме, близком к реальному времени. Взамен требуя от своего потенциального зрителя полной концентрации, сосредоточенности и включенности в процесс. Это долго, иногда даже мучительно томительно, но, как правило, режиссерски обосновано: такие фильмы, если досмотришь до конца, не забудешь никогда. В своих предыдущих картинах Манский внимательно изучал быт и нравы своих героев: от обитателей Николиной горы - до коренного населения Кубы. Уже только по этим примерам можно оценить географический размах интересов. Для съемок будущего фильма он намерен отправиться в двенадцать экспедиций на все континенты, включая Антарктиду. "Трубу" он снимал безостановочно 104 дня, проехав по маршруту газопровода "Западная Сибирь - Западная Европа" в специальном трейлере - от Кельна до Уренгоя, с возвратом затем в Берлин. Ели, спали и работали в походных условиях на колесах. Наблюдали за жизнью за окном с пристрастием, но без комментариев. В фильме Манского видеоряд самодостаточен, закадрового текста не существует в принципе, монтаж настолько ненавязчив, будто его еще не изобрели - якобы что сняли, то и показали, но это - из фигур высшего пилотажа. Потому что позиция автора при всем при том выражена настолько ярко, ну, как на выборах. Точнее - перед ними, когда ты либо с нами, либо против нас. Два эпизода в рамках одного психологического состояния людей - крайнего проявления горя.
Сибирь. Похороны. Кладбище. Десять часов люди топорами вырубают замерзшую землю, чтобы выкопать могилу. Тут уж не до слез и не до чувств родственников - самим бы не остаться навеки в этой мерзлоте. Другой безжалостный взгляд - те же похороны, но уже в Европе. Кажется, даже в Чехии, но точного местоположения не определить. Лаковые ботинки, отглаженные костюмы, четко обозначенное для прощания время... И хорошо организованные похороны как итог достойных условий жизни... "Мое авторское восприятие образа кладбища в фильме в том, что это некое зеркальное пространство, - рассказывал в интервью и на пресс-конференции Виталий Манский. - Есть люди, которые, чтобы похоронить любимого человека, долбят ломами мерзлую землю с семи утра и до пяти вечера. Эти люди никогда не смогут понять того, кто приезжает на похороны любимого человека в белых штиблетах в обеденный перерыв. Дело, конечно, не в штиблетах, а в каких-то фундаментальных основах, которые формируют мироощущение человека. Мы - другие, в том числе из-за штиблет на похоронах... Диагноз ли это, поставленный в фильме? Наверное, да. Но в современном мире многие болезни лечатся. А диагнозы уточняются, оказываясь не такими уж летальными. В общем, если это диагноз, то хотелось бы верить, не окончательный".
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6095 (119)
Тематика: Наше кино

Автор:  Текст: Ирина Корнеева

Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку