Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Дж. Эдгар (J. Edgar, 2011)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США Рим СССР ММКФ НКВД Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Италия Англия Сталин варяги Москва Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина геноцид славяне история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России Древняя Греция история Европы история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Северная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы социализм аннотация Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I античность Прибалтика археология геральдика Декабристы агиография социология имагология Тевтонский орден социальная история Российская империя Возрождение колониализм национализм Витгенштейн цивилизация гражданская война Французский ежегодник христианство микроистория антропология историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историография франковедение Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания XX век
Дж. Эдгар (J. Edgar, 2011)

Дж. Эдгар (J. Edgar, 2011)

Страна: США          
Язык: английский  
Режиссер: Клинт Иствуд         
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Арми Хаммер, Наоми Уоттс, Джуди Денч, Джош Лукас    
Продолжительность: 137 мин.
  

23 февраля в российский прокат выходит новая режиссерская работа Клинта Иствуда «Дж. Эдгар», повествующая о судьбе Джона Эдгара Гувера, человека, основавшего ФБР и руководившего им на протяжении почти 50 лет вплоть до самой своей смерти. Образ этой неординарной личности воплотил на экране Леонардо ДиКаприо. Его ближайшего сподвижника Клайда Толсона сыграл Арми Хаммер, запомнившийся зрителю в ролях близнецов Винклвоссов в «Социальной сети» Дэвида Финчера. Роль Хэлен Ганди, бессменной секретарши Гувера, на которой он чуть, было, не женился в начале карьеры, исполнила австралийка Наоми Уоттс, в позапрошлом году сыгравшая агента ЦРУ Валери Плэйм в биографической драме Дага Лаймана «Честная игра». Наконец, властную и ультрарелигиозную мать Гувера сыграла прославленная британская актриса Джуди Денч. ДиКаприо, Хаммер и Уоттс изобразили своих героев и в молодости, и в старости. С этим связан, пожалуй, единственный технический огрех картины. Работа гримеров в ней оставляет желать лучшего. Гувер и Ганди на склоне лет выглядят скорее безвозрастными, чем старыми, а вот, создавая облик пожилого Толсона, мастера грима явно перестарались, превратив лицо Арми Хаммера в правдоподобную, но совершенно неподвижную маску.

Клинт Иствуд, хоть придерживается довольно умеренных взглядов, никогда не скрывал своих симпатий в отношении Республиканской партии. Поэтому стоит ли удивляться, что в его фильме Гувер выглядит в целом положительным персонажем, несмотря на то, что, казалось бы, обладает всеми задатками политического злодея. Он предстает человеком мнительным и злопамятным. Его неприятие коммунизма граничит с откровенной паранойей, а требовательность к подчиненным подчас больше напоминает детские капризы. Он собирает компромат на видных американских политиков и общественных деятелей, не брезгует пускать свои «находки» в дело, да и вообще не особо заботится о законности собственных действий. Вдобавок Гувер крайне тщеславен и ревнив к чужому успеху. А под конец жизни он, кажется, и вовсе перестает отличать, где в его рассказах о самом себе правда, а где – эффектная ложь.

Впрочем, если верить Иствуду, всем этим неблаговидностям можно найти оправдание, ведь направляли Джона Эдгара Гувера не личные корыстные побуждения, а исключительно общественные интересы. Целью его жизни и работы было стремление обеспечить безопасность Америки и ее граждан. Угроз же, от которых простым американцам требовалась защита, всегда находилось с избытком. В начале XX века это действительно были левые радикалы, подогретые успехом Октябрьской революции в России и развернувшие на просторах  США настоящую террористическую войну. На смену им пришли гангстеры времен Великой Депрессии, чьими жертвами становились как рядовые обыватели, так и знаменитости. Ну а когда разразилась пресловутая «холодная война», тема коммунистической угрозы вновь приобрела актуальность. Всякий раз в ходе названных событий ведомство, созданное Гувером, доказывало свою эффективность. Борьба с преступностью стала приобретать систематический централизованный характер. Методы расследования преступлений совершенствовались. В криминалистике всё шире начали применяться научные достижения.

Не обходит фильм стороной и тему личной жизни Гувера. На животрепещущий вопрос, был ли отец-основатель ФБР геем, Иствуд дает однозначный утвердительный ответ. Любил ли Гувер своего заместителя Клайда Толсона? Тоже да. Однако были ли их отношения чисто платоническими, или они всё же состояли в сексуальной связи, об этом история в лице режиссера предпочитает умолчать. Тут нелишне будет заметить, что сценаристом «Дж. Эдгара» выступил Дастин Ланс Блэк, три года назад получивший «Оскар» за «Харви Милка», биографическую драму о первом американском политике, не скрывавшем свою гомосексуальность.

В определенном смысле «Дж. Эдгар» представляет собой антитезу «Заговорщице» Роберта Редфорда, выходившей на отечественные экраны в самом начале нынешнего года. В обоих фильма использован один и тот же стилистический прием: основываясь на исторических фактах, режиссеры хотят преподать урок нынешним поколениям. Только вот содержание этих поучений оказывается диаметрально противоположным. Прожженный либерал Редфорд, рассказывая о женщине, казненной за соучастие в убийстве Авраама Линкольна, активно кивает в сторону злополучной тюрьмы Гуантанамо и как бы говорит, ничто не оправдывает нарушение прав личности – ни военное положение, ни обвинения в терроризме. У Иствуда акценты совершенно иные: безопасность – это главное, и даже в мирное время нельзя забывать, что кругом окопались враги. Соответственно, ради общественного спокойствия не грех иногда и перегнуть палку. Причиненный в таком случае вред не идет ни в какое сравнение с бедствиями, что оказались в итоге предотвращены.  

Страница фильма на сайте IMDb.


Автор:   Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку