Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Битва у Красной скалы (Chi bi, 2008)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США СССР ММКФ Чили Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Англия Италия Москва варяги Япония Вторая мировая война Первая мировая война Испания история Франция Украина история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России первой четверти XVIII в. история Франции история культуры книжная миниатюра блокада Ленинграда русская православная церковь Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия разведка альманах холодная война Западная Европа новейшая история Германии философия репрессии идеология документы каролинги могильник коммунизм Столетняя война Восточная Европа Латинская Америка Всемирная история советская историография Александр I археология Прибалтика античность геральдика Декабристы капитализм декабристы Кавказская война социальная история Российская империя Возрождение колониализм национализм цивилизация Гражданская война Французский ежегодник христианство микроистория антропология историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историческая политика историография франковедение постмодернизм Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания американистика XX век
Битва у Красной скалы (Chi bi, 2008)

Битва у Красной скалы (Chi bi, 2008)

Страна: Китай
Режиссер: Джон Ву
В ролях: Тони Люн Чу Вай, Такеши Канеширо, Фэнъи Чжан, Чжэнь Чжан, Чжао Вэй, Джан Ху
Продолжительность: 148 мин.

208 год нашей эры. Китай. Молодой и слабохарактерный император династии Хань находится под полным контролем своего властолюбивого и жестокого премьер-министра Цао Цао. Тот только что разорил войной северные земли, обвинив тамошних владык в заговоре против императора. Теперь потенциальную опасность для Цао Цао, лелеющего помыслы однажды самому занять императорский трон, представляют лишь правители двух южных земель. В ход снова идут обвинения в измене. И вот уже огромное, восьмисоттысячное войско движется в сторону юга. Смогут ли армии южан, в десятки раз уступающие по численности, оказать захватчикам сопротивление? Конечно, смогут! Да еще какое! Ведь на стороне южных владык правда. Они преданные вассалы императора, не помышляющие о большей власти и заботящие только о благе своих подданных. За это их любит народ. За это им служат одни из самых искусных военачальников и стратегов. А стало быть, враг будет разбит! Победа будет за … ними!

Фильм Джона Ву поражает своей эпичностью. Стотысячная массовка, в которой приняли участие военнослужащие регулярной китайской армии. Армада компьютерных кораблей, плывущих вдоль Янцзы. Тучи стрел, хоть и не затмевают небо, как в «Герое» Чжана Имоу, но тоже летят достаточно кучно.

«Битва у Красной скалы» заметно отличается от других китайских киноэпосов последних лет. Джон Ву сделал упор не на индивидуальные поединки, хотя и они имеются, а на многолюдные батальные сцены и подробное описание военной стратегии. Благодаря этому в фильме почти нет прыжков-полетов на невидимых лонжах. Зато картина расскажет и покажет много чего другого. Так вот выглядит построение диким гусем, а так – черепахой. Чтоб солдат не укачивало на воде, корабли надо скрепить деревянными брусьями, которые при случае легко снимаются. Если твоей армии не хватает вооружения, его можно «позаимствовать» у противника. И, конечно, искусный военачальник прекрасно знает, как обратить себе на пользу и рельеф местности, и погоду. Отдельное удовольствие видеть, как противоборствующие полководцы, пытаясь друг друга перехитрить, выстраивают в уме многоуровневые комбинации в духе «он знает, что я знаю, что он знает».

Несмотря на такое смещения акцентов, фильм не утратил поэтичности и не превратился лишь в масштабную киноиллюстрацию военных маневров. Китайские генералы – что русские богатыри. Выпрыгнет такой воитель безоружным вперед своих солдат, выхватит у первого попавшегося врага копье, а дальше, как в былине про Илью Муромца, где рукой махнет – там улица, отмахнется – переулочек. Нашлось в сюжете место и для романтической линии. Наконец, в полном соответствии с китайской философией фильм утверждает мысль, что исход баталии способна решить любая мелочь, например, чашка душистого чая, поднесенная прекрасной женщиной.

Недаром самый известный китайский трактат о военном деле носит название «Искусство войны». Война в китайской традиции – именно искусство. Движения меча в руках опытного фехтовальщика сродни движениям кисти в руках каллиграфа. Ведение же боя – словно музыка, исполненная на нескольких инструментах. Как музыкант должен чувствовать и слышать других исполнителей в ансамбле, так и полководец должен понимать и предугадывать действия своих союзников.

Однако вглядевшись в фильм повнимательней, иногда ловишь себя на мысли, что где-то уже видел подобное. Пронзенный стрелами генерал из последних сил бросается к вражеским воротам, чтоб взорвать их. Точно так же боевой урук-хай Сарумана мчался с факелом к стенам Хельмовой Пади. Ну а то, с каким рвением китайская принцесса стремится попасть на войну, волей-неволей воскресит в памяти образ Эовин, племянницы короля Теодена. Вот и гадай теперь, чего тут больше: то ли Питер Джексон был сведущ в истории Китая, то ли Джон Ву часто пересматривал «Властелина колец», то ли просто так совпало?

подробности о фильме смотри здесь


Автор:  © Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку