Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Тарас Бульба (2009)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США СССР ММКФ Чили Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Англия Сталин Италия Москва варяги Япония Вторая мировая война Первая мировая война Испания история Франция Украина учебник история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России первой четверти XVIII в. история Франции история культуры Великая французская революция русская православная церковь Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия вестготы альманах разведка холодная война Западная Европа философия репрессии идеология документы каролинги могильник коммунизм Столетняя война Восточная Европа Латинская Америка Всемирная история советская историография Александр I Прибалтика археология античность Декабристы геральдика капитализм социальная история Российская империя Возрождение национализм колониализм религиозные войны Гражданская война Французский ежегодник христианство антропология микроистория историческое знание историческая память политическая история историческое познание исторический источник историческая политика историография франковедение постмодернизм Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война фальсификация истории международные отношения историописание Великобритания источниковедение XX век
Тарас Бульба (2009)

Тарас Бульба (2009)

Страна: Россия
Режиссер
: Владимир Бортко
Сюжетная основа
: Н.В. Гоголь, повесть "Тарас Бульба"
Художник по костюмам
: Екатерина Шапкайц
Композитор: Игорь Корнелюк
В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Магдалена Мельцаж, Михаил Боярский, Сергей Дрейден, Ада Роговцева, Сергей Безруков
Продолжительность: 130 мин.

Большинство претензий к «Тарасу Бульбе» Владимира Бортко сводятся к двум взаимосвязанным моментам. Во-первых, режиссеру, приложившему руку и к написанию сценария, ставят в вину переделки классического, известного со школьной парты сюжета. Во-вторых, Бортко обвиняют в политической ангажированности снятого им фильма. При этом всем представляется очевидным, что изменения, внесенные в гоголевский текст, во многом и объясняются стремлением Бортко сделать свой фильм как можно более однозначным в идеологическом плане. Полагаю, что оба эти пункта является неотъемлемым правом автора излагать в своем произведении те идеи, которые он сочтет нужным, покуда они укладываются в рамки уголовного кодекса. Это право было у Гоголя. Есть оно и у Бортко, равно как и у тех, кто с ним принципиально не согласен.

Нужно отдать режиссеру должное. В своем стремлении облагородить казаков и принизить ляхов он абсолютно последователен. Из сюжета полностью были вымараны убитые украинцами полячки и католические монахи. В фильме именно польский воевода, а не казак замахивается саблей на младенца. Также Бортко дополнил повествование жестокой сценой казни пленных казаков.

Желание четко расставить смысловые акценты можно разглядеть даже в мелочах. В начале третьей главы Гоголь пишет: «Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны». Однако по фильму, когда Тарас с сыновьями въезжает в Сечь, они видят группу казаков, выстроившихся в ряды и, прямо как какие-нибудь шаолиньские монахи, отрабатывающих приемы владения шашкой. С другой стороны, Бортко явно пытается сбить спесь с польской панночки в сцене, когда она ест хлеб, принесенный предателем Андрием. Молодая полячка с жадностью откусывает прямо от краюхи, при этом отворачиваясь от зрителя. Словно бы стыдится своего голода. В повести же служанка-татарка нарезала хлеб ломтями и подала его своей госпоже на золотом блюде. «Она взяла хлеб и поднесла его ко рту. С неизъяснимым наслаждением глядел Андрий, как она ломала его блистающими пальцами своими и ела…»

Проблему я усматриваю не в том, что Бортко осмелился править сюжет в угоду современной политической конъюнктуре, а в том, что как он это делает. Там, где режиссер вносит свои коррективы, действие тут же начинает расползаться по швам. Когда в Сечь привозят тело убитой ляхами жены Тараса (эпизод, которого не было в повести), стоит отметить не то, что Бортко привносит в действия Тараса личностные мотивы и усугубляет вину Андрия, переметнувшегося на сторону убийц своей матери. Внимание стоит уделить тому, как разворачиваются события в Сечи сразу после прибытия беженцев с плохими новостями. Тарас с телом жены на руках уходит по направлению к церкви. Тем времени один из прибывших рассказывает казакам, собравшимся на площади, о злодеяниях шинкарей и ксендзов. Разгоряченная его речами толпа отправляется громить шинок еврея Янкеля. Тот, спасаясь от расправы, прибегает к Тарасу. И что же мы видим? Оказалось, что за не слишком продолжительное время, пока другие казаки изливали свой праведный гнев, Тарас успел жену отпеть и похоронить, и даже водрузил на ее могилу крест, а сам теперь стоит со скорбным видом у места упокоения супруги. Чего, спрашивается, он так торопился?

Ход времени вызывает большие вопросы и еще в одном фрагменте картины. Кто бы мне объяснил, когда Тарас успел произнести свою воодушевляющую речь о русском товариществе? Как видно в прологе, делает он это под проливным дождем. Но ведь гром впервые начинает греметь только в то время, когда Тарас убивает Андрия. А сразу после этого Дмитро Товкач зовет Тараса на подмогу. Получается, старый полковник толкал речи в самый разгар сражения? Выходит, что так. Эта неувязка вызвана лишь тем, что Бортко для пущего динамизма сжал события, занимавшие в повести несколько дней, до нескольких часов.

С другой стороны, то, что стоило бы переделать, переделано как раз и не было. Гоголь не утруждает себя описанием того, как Тарас бежал из Варшавы. Но то, что не вызывает вопросов на бумаге, будучи буквально перенесено на экран, начинает резать глаз. Вот толпа поляков обернулась на возглас Тараса. В следующем эпизоде он уже скачет галопом по заснеженной равнине. А еще мгновение спустя возвращается в Польшу во главе огромного казачьего войска.

Монтаж, определенно, самая слабая сторона «Тараса Бульбы». Батальные сцены фильма лучше всего описываются лермонтовским «смешались в кучу кони, люди». За кадром остается вся казачья тактика, так блестяще описанная Гоголем. А в кадре мы видим лишь сплошные крупные планы, снятые на редкость однообразно: удар шашкой, распоротый живот, кровь потоком. Но каждый раз, когда гибнет казак, бой вокруг него стихает на минуту, позволяя герою произнести последние слова во славу русской земли. Кстати, мне почудилось, или и в правду на заднем плане мелькнуло такое узнаваемое сине-красно-белое, полосатое полотнище?

Конечно, нельзя не упомянуть и про звучащий за кадром голос Сергея Безрукова, читающего в фильме текст за автора. Этот совершенно излишний художественный прием, скорее, отвлекает, чем создает нужный настрой. Если уж Бортко так хотелось включить эти слова в свою картину, многие из них можно было передоверить персонажам.

И, наконец, неужели для эпического кинополотна, на создание которого замахнулся Владимир Бортко, не смогли подыскать хоть самый захудалый симфонический оркестр? Вместо вполне уместного в таком произведении симфонизма с экрана звучит то что-то напоминающее «полет кондора», то какие-то псевдо-барочные переборы, сыгранные на синтезаторе. В самые же драматичные моменты музыка напоминает ни дать не взять «т о не синяя туча затучила, то не сильные громы грянули». Корнелюк расстаралса!

Главным и для меня единственным положительным моментом «Тараса Бульбы» является Богдан Ступка, играющий роль заглавного персонажа. Ступка абсолютно органичен в образе старого казака. Но для справедливости нужно заметить, что он единственный, кому в фильме есть, что играть. Тарас – центральный персонаж. Вокруг него в картине выстроено всё действие. Поэтому его характер раскрыт лучше всего. Начатки характеров можно рассмотреть также у сыновей Тараса, Остапа (Владимир Вдовиченков) и Андрия (Игорь Петренко), а также у «жида» Янкеля (Сергей Дрейден). Все остальные персонажи, включая Мосия Шило (Михаил Боярский) и панночку Эльжбету (Магда Мельцаж), к сожалению, являются лишь человеческой бутафорией.

подробности о фильме смотри здесь


Автор:  © Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку