Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Мельница и крест (The Mill and the Cross, 2011)Добавить рецензию | Мои рецензииМельница и крест (The Mill and the Cross, 2011)Страна: Швеция, Польша
Язык: английский, испанский
Режиссер: Лех Маевски
В ролях: Рутгер Хауэр, Шарлотта Рэмплинг, Майкл Йорк Продолжительность: 92 мин.
Среди многочисленным премьер Московского международного кинофестиваля, состоявшегося летом этого года, была и неординарная работа польского режиссера, писателя и художника Леха Маевского, названная «Мельница и Крест». Этот крайне необычный по стилистике фильм посвящается фламандскому живописцу XVI века Питеру Брейгелю и одной из его самых известных картин, «Пути на Голгофу», созданной в 1564 году. 22 сентября «Мельница и Крест», наконец, вышла в российский прокат, и теперь ее может оценить не только фестивальная публика, но и простой кинозритель. Стоит, наверно, в общих чертах описать полотно Брейгеля, о котором идет речь в фильме. На картине, ныне хранящейся в Музеи истории искусств в Вене, помимо Христа, несущего крест к месту собственной казни, конвоирующих его всадников в красных камзолах, Богоматери, скорбящей о судьбе сына, изображены также многие другие персонажи, не имеющие отношения к евангельскому преданию. Это крестьяне, торговцы, ремесленники, занятые своими обычными делами, то есть те, кого Брейгель мог видеть вокруг себя каждый день. Таким образом, библейская история оказывается как бы растворена в повседневности средневековой Фламандии. Эта метафора является у Маевского основополагающей. В фильме Брейгель становится очевидцем страданий Христа, которые для художника олицетворяют тяготы фламандцев под гнетом испанского правления. Собственно, красные одеяния стражников, ведущих Спасителя на Голгофу, это одежды испанских солдат, безжалостно уничтожающих всех, кто противится воле их короля. Однако «Мельница и Крест» примечательна не только рассказанной историей, но и выразительными средствами, которые использует режиссер для ее изложения. В нынешнее время, когда трехмерные технологии стали в кинематографе чем-то собой разумеющимся, Лех Маевский пошел обратным путем, стремясь сделать изображение как можно более плоским. Пейзажи и интерьеры, одни из которых реальны, другие созданы с помощью компьютерной графики, выглядят будто бы нарисованными на холсте, а персонажи – прикрепленными к картине аппликациями. Еще одной стилистической особенностью фильма служит то, что в нем слышно мало человеческой речи. Многочисленные персонажи, представляющие зрителю жанровые сценки, наблюдаемые Брейгелем, изъясняются большей частью нечленораздельно – смехом, стенаниями, разнообразным уханьем и аханьем. Фактически внятно говорят в фильме только три персонажа. Это сам художник, сыгранный Рутгером Хауэром, богатый купец и коллекционер живописи Николас Йонгелинк, представленный Майклом Йорком, а также Богоматерь, чей образ воплотила Шарлотта Рэплинг. У каждого из этих героев отдельная тема для разговора. Брейгель объясняет, что и как он изображает на своей картине. Иисус с крестом является центром всей композиции. Вокруг него подобно нитям паутины расположены остальные персонажи. Мельница на высокой скале на заднем плане символизирует божественное присутствие. Другие художники изображали Бога-отца седовласым старцем, раздвигающим руками облака и недовольно взирающим на землю, но Брейгель решил прибегнуть к менее очевидной метафоре. Зеленеющее дерево слева и колесо на столбе справа также представляют собой символы – «древо жизни» и «древо смерти». В свою очередь, Йонгелинк выступает обличителем преступлений, в коих повинны испанцы. В его риторике явно прослеживается универсальная либеральная позиция, направленная против попрания индивидуальных свобод и притеснения инакомыслия. Наконец, Мария демонстрирует нам третий взгляд на ту же ситуацию, не художественный, как у Брейгеля, и не социально-политический, как у Йонгелинка, а глубоко личностный, наполненный простым, но оттого не менее сильным, человеческим сочувствием. Ее монологи – это слова страдающей женщины, остро переживающей творимую на ее глазах несправедливость и горько вопрошающей, как люди могли дойти до такого. Вместе эти три персонажа создают комплексное высказывание о проблеме взаимоотношения личности и власти, и позиция, которую они излагают, легко может быть приписана самому Леху Маевскому, покинувшему в 80-ых годах коммунистическую Польшу. Страница фильма на сайте IMDb.Автор: Максим Товкач Тип: Кинорецензия |