Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Навстречу вечности (Into Eternity, 2010)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США СССР ММКФ Люди и тексты Петр I обзор Китай Ницше книги Новое время новое время Эпоха Петра I жития святых новая история Санкт-Петербург Европа Россия Италия Англия Сталин Москва варяги Вторая мировая война Первая мировая война Испания история Франция Украина учебник славяне история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России Древняя Греция история Европы история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история Франции Газовая отрасль России история культуры позднее Средневековье история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы революция Восточная Европа Латинская Америка советская историография Советская повседневность Александр I Прибалтика археология античность геральдика Декабристы социология Прохоровка имагология социальная история Российская империя сталинская политика Возрождение колониализм национализм гражданская война Французский ежегодник Французская революция XVIII века христианство антропология микроистория историческое знание политическая история историческое познание исторический источник колониальная политика историография франковедение Средневековая Русь Тихоокеанская война средневековый город международные отношения историописание Великобритания археологические раскопки XX век
Навстречу вечности (Into Eternity, 2010)

Навстречу вечности (Into Eternity, 2010)

Страна: Дания, Швеция, Финляндия, Италия         
Язык: английский, шведский, финский 
Режиссер: Майкл Мэдсен 
Продолжительность: 75 мин.

Авария на атомной электростанции в японской Фукусиме, спровоцированная мощнейшим землетрясением в марте 2011 года, с новой силой подняла дискуссии о будущем ядерной энергетики и необходимости перехода на возобновляемые источники энергии. В самой Японии, где выработка электроэнергии до упомянутых трагических событий почти на четверть зависела от АЭС, ширится движение за полный отказ от использования «мирного атома». И японцев можно понять. Однако попытки таким способом застраховаться от природных катастроф не решают многих других проблем, одной из которых является безопасная консервация и хранение ядерных отходов. Этой теме посвящен документальный фильм «Навстречу вечности», снятый датским кинематографистом Михаэлем Мадсеном. Впервые зрители увидели картину в начале 2010 года, а ее российская премьера состоялась в нынешнем июне на Московском международном кинофестивале, где она демонстрировался в рамках программы «Свободная мысль». 1 и 2 октября фильм будет показан на Фестивале актуального научного кино 360°.

Финляндия зависит от ядерной энергетики даже в большей степени, чем Япония. На данный момент на долю этого сектора промышленности приходится около 30% вырабатываемой в стране электроэнергии. Причем в планы финских властей входит строительство новых ядерных реакторов. Долгое время отработанное топливо с финских АЭС отправлялось на утилизацию в СССР. Однако когда в 1990 году был снят гриф секретности с информации об аварии на заводе по переработке ядерных отходов «Маяк» близ Челябинска, случившейся еще в 1957 году, финны всерьез задумались о целесообразности своих действий. В 1994 году были приняты поправки в законодательство Финляндии, запрещающие транспортировку финских ядерных отходов в другие страны. Тогда же родилась идея по созданию могильника для постоянного хранения отработанного топлива с АЭС, к реализации которой приступили в 2004 году. Подходящее место для хранилища было найдено близ ядерной электростанции Олкилуото на юге Финляндии. По плану строящийся объект представляет собой несколько туннелей, вырубленных непосредственно в скальной породе и уходящих в глубину более чем на 500 метров. Там в самом низу в перспективе и будут храниться ядерные отходы. Могильник получил название «Онкало», что можно перевести с финского просто как «пещера». Впрочем, Михаэль Мадсен предлагает в фильме более поэтичный вариант перевода – «сокрытое место».

Стоит заметить, что режиссера картины мало интересуют экономические и технические параметры ведущихся в «Онкало» работ. Можно даже сказать, его вообще мало интересует сегодняшний день. Начиная с краткого ликбеза на тему «чем вредна радиация», по ходу дела отвергая несколько альтернативных вариантов утилизации радиоактивных отходов, Мадсен вскоре устремляет взгляд в далекое будущее. Через головы теперешних зрителей он обращается с предостережением к людям, что вступят на территорию хранилища спустя много-много веков. У подобной авторской позиции есть свои резоны. Одно из основных условий функционирования «Онкало» – его полная автономность. Для поддержания необходимого уровня безопасности не должно предприниматься никаких активных действий. Иными словами, когда могильник будет заполнен, он должен быть запечатан и оставлен в таком состоянии навечно. Или, как минимум, на весь период дезактивации радиоактивного топлива, который, по оценкам ученых, составляет порядка 100 тысяч лет. Никто не знает, что может произойти за столь длительное время, более чем в 10 раз превосходящее историю нынешней цивилизации. Поэтому возникает насущный вопрос, как обеспечить безопасность могильника в будущем.

Воздействие сил природы можно с большой степенью уверенности отмести. Финляндия находится в центре так называемого Балтийского щита, стабильной геологической структуры, где вероятность катастрофических землетрясений исчезающе мала. Поэтому главную угрозу для «Онкало» представляет человеческое вмешательство. Цивилизации возникают и гибнут. На месте исчезнувших появляются новые, которые далеко не всегда имеют точные знания о жизни своих предшественников. Если информация об «Онкало» и его смертоносном содержимом сотрется из людской памяти, как дать грядущим поколениям понять, куда не стоит соваться? Первое, что приходит в голову, оставить рядом с хранилищем и в нем самом предостерегающие знаки, например, надписи на основных языках мира или символические изображения, информирующие о потенциальной опасности. Однако ничто не гарантирует, что хотя бы одна из господствующих ныне знаковых систем переживет века. Мы и сами с большим трудом способны расшифровывать древние языки. Другой вариант – попытаться воздействовать до людей будущего на эмоциональном уровне. Рядом с «Онкало» можно создать что-то наподобие монумента, искусственный ландшафт в виде, например, торчащих из земли устрашающих каменных игл. Один взгляд на них должен сообщить человеку, здесь находится что-то плохое, лучше держаться отсюда подальше.

Однако на данную проблему существует и принципиально иной взгляд. Фундаментальная особенность любых знаков заключается в том, что они привлекают внимание. Оставленное предупреждение может вызвать у кого-нибудь желание его нарушить. Особенно этим «грешат» археологи, любящие проникать в запретные гробницы. Поэтому, вероятно, стоит сделать могильник как можно более незаметным. Ведь если люди станут думать, будто там ничего нет, то у них и не возникнет желания туда попасть. Следовательно, надо закрыть вход в «Онкало», создать вокруг него естественный ландшафт, и пусть себе радиоактивные отходы хранятся в глубинах земли, а над ними на поверхности будет идти обычная жизнь, зеленеть леса, бродить лоси и олени. Разумеется, и в этом случае никто не застрахован от случайности. Хранилище всё равно может быть кем-то обнаружено и открыто.

В поисках оптимального решения проблемы Михаэль Мадсен обращается к многочисленным экспертам, среди которых есть и инженеры, и ученые, и чиновники, и даже один теолог. К сожалению, никто из них не может дать сколько-нибудь вразумительный ответ на вопрос, что делать. Слишком амбициозна задача. Слишком много неопределенности ее окружает. Точно можно утверждать лишь, что в будущем многое переменится, но что конкретно и как сказать нельзя. Впрочем, у нас есть еще время подумать. Строительство «Онкало» пока не завершено, а его запечатывание должно состояться примерно в 2100 году. Возможно, к тому времени выход из затруднительной ситуации будет найден.

Страница фильма на сайте IMDb

Сайт фестиваля


Автор:   Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку