Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Тор (Thor, 2011)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США СССР ММКФ Чили Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Англия Италия Москва варяги Япония Вторая мировая война Первая мировая война Испания история Франция Украина история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России первой четверти XVIII в. история Франции история культуры книжная миниатюра блокада Ленинграда русская православная церковь Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия разведка альманах холодная война Западная Европа новейшая история Германии философия репрессии идеология документы каролинги могильник коммунизм Столетняя война Восточная Европа Латинская Америка Всемирная история советская историография Александр I археология Прибалтика античность геральдика Декабристы капитализм декабристы Кавказская война социальная история Российская империя Возрождение колониализм национализм цивилизация Гражданская война Французский ежегодник христианство микроистория антропология историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историческая политика историография франковедение постмодернизм Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания американистика XX век
Тор (Thor, 2011)

Тор (Thor, 2011)

Страна: США 
Язык: английский
Режиссер: Кеннет Брана
В ролях: Крис Хемсворт, Натали Портман, Энтони Хопкинс
Продолжительность: 114 мин.

Главная функция мифа – объяснительная. Данное утверждение перешло в разряд само собой разумеющихся. Как, например, и тезис, что комиксы – это современная мифология. Но тогда неизбежно возникает вопрос: что же в таком случае объясняет комикс? Ответ дать легко, когда посмотришь новый фильм под названием «Тор», снял который британский режиссер Кеннет Брана по одноименной серии комиксов издательства Marvel. Посредством комикса традиционная мифология со всеми ее богами, героями, чудесами и чудовищами примиряется с современной картиной мира, сложившейся благодаря последним достижениям науки и техники. Теперь не нужно отрекаться от древних героических сказаний, говоря, что все они лишь сказки, не имеющие ничего общего с действительностью. Да, мифы были созданы малосведущими дикарями в незапамятные времена. Но описывают они реальные события. Надо лишь проявить гибкость мышления, чтобы рассмотреть правду за легким налетом вымысла.

Тут же возникают другие вопросы. В чем причина устойчивости мифов? Чем они так привлекают современных людей, что возникает необходимость в их обосновании? Ответ кроется, прежде всего, в увлекательности мифологических сюжетов. Они будоражат воображение обывателей неординарными событиями и героическими свершениями. Однако рискнет предположить, что есть еще одна немаловажная причина. Писатель-фантаст Артур Кларк сказал как-то, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии. В фильме данная фраза тоже прозвучит. Повторяя раз за разом эти слова, мы подразумеваем грандиозный технологический разрыв, который может существовать, например, между жителем современного западного мегаполиса и каким-нибудь индейцем, до сих пор промышляющим охотой и собирательством в амазонских дебрях. Тем не менее, чтобы проиллюстрировать данный тезис не нужно прибегать к подобным сопоставлениям. На самом деле, слияние магии и технологии мы можем легко наблюдать, оставаясь в границах технологически развитого мира. Современные люди совершенно не понимают мира, в котором живут. То, как устроены многочисленные приборы, облегчающие нам повседневное существование, остаются для нас тайной. Мы живет по принципу «нажми на кнопку, получишь результат». И в этом смысле нажатие на кнопку ничем принципиально не отличается от взмаха волшебной палочкой.

Вернемся к «Тору». Как легко можно догадаться, в его основу положена древнегерманская мифология. Поэтому главными действующими лицами в комиксе и фильме являются боги Один, Тор, Локи, которые оказываются вовсе не богами, а просто высокоразвитой и потому практически всемогущей расой, живущей то ли на другой планете, то ли в параллельной вселенной. «Древо жизни», ясень Иггдрасиль, превратилось в некий пространственный объект неопределенной природы, соединяющий между собой девять миров, населенных разумными существами. Одним из этих миров является Асгард, другим – Земля, третьим – Йотунхейм, обиталище зловещих ледяных великанов. В свою очередь, радужный мост Биврёст, ведущий к Асгарду, ассоциируется авторами фильма с так называемым «мостом Эйнштейна-Розена», известным в популярной литературе так же как «кротовая нора» или «червоточина». Под всеми этими названиями фигурирует гипотетическое искривление пространственно-временного континуума, позволяющее практически мгновенно перемеситься на огромные расстояния. Ученым пока не удалось обнаружить во вселенной такие «мосты», но, как минимум, их существование не противоречит теориям, принятым в астрофизике на текущем этапе.

Сюжет фильма повествует о том, как излишне самоуверенный «бог» Тор, подстрекаемый братом Локи, однажды ослушался их отца и повелителя Одина и устроил карательный рейд в Йотунхейм, у которого с Асгардом было заключено шаткое перемирие. Рассердившись, Один лишил непокорного сына «божественной» силы и сослал его на Землю, где Тор в облике обычного человека должен был научиться смирению и милосердию. Тем временем Локи, воспользовавшись слабостью отца и отсутствием брата, захватил власть в Асгарде. Тору предстояло найти способ вернуть себе могущество и поставить узурпатора на место. Помочь падшему «богу» в его нелегкой миссии вызвалась простая земная девушка Джейн Фостер. Разумеется, отношения между ней и Тором, чисто дружеские поначалу, в итоге приобрели отчетливый романтический ореол.

В Голливуде давно уже вошло в практику на главную роль в очередном громком проекте приглашать малоизвестного актера, а вот персонажей второго плана поручать персонам куда более знаменитым. Так случилось и на сей раз. Тора сыграл Крис Хемсворт, дебютировавший на большом экране всего два года назад в эпизоде «Звездного пути» Джея Джея Абрамса. Зато роль Одина исполнил прославленный Энтони Хопкинс, которому теперь всё чаще приходится играть отцов или наставников главных героев. Еще одно громкое имя в актерском составе фильма – Натали Портман. Недавно она получила «Оскар» за роль балерины в картине «Черный лебедь» Даррена Аронофски. В «Торе» ей достался образ земной подружки «бога». Также стоит назвать шведского характерного актера Стеллана Скарсгарда, давно уже работающего в Голливуде. Сейчас он выступил в роли астрофизика Эрика Сельвига, помогающего Тору и Джейн. Современная политкорректность наложила на комикс и фильм свой отпечаток. Роль Хеймдалля, неусыпного стража входа в Асгард, исполнил чернокожий актер Идрис Эльба, а среди приятелей Тора по застольям и ратным подвигам присутствует некто Хогун, сыгранный японцем Таданобу Асано.

 Режиссер Кеннет Брана до сих пор был больше известен весьма удачными экранизациями шекспировских пьес. Поэтому трудно сказать, что заставило его взяться за «Тора». Сам кинематографист утверждает, что с детства был поклонником этого комикса и просто не мог упустить такой шанс. Являются его слова правдой или только маркетинговой уловкой, определись нельзя. Конечно, при желании в сюжете «Тора» можно усмотреть нечто шекспировское. Отношения Одина, Тора и Локи напоминают события в семействе Графа Глостера из «Короля Лира». Впрочем, несмотря на эти туманные аллюзии, фильму далеко до уровня  классических пьес. Мотивы «божественных» персонажей либо слишком сложны для разума смертных, либо, что более вероятно, просто алогичны. Псевдонаучные объяснения вызывают только усмешку. Земная часть похождений Тора откровенно скомкана. Местами режиссера сильно выручает юмор. В «Торе» есть несколько действительно забавных моментов, в которых обыгрывается несуразность манер жителей Асгарда, попавших в реалии нынешней одноэтажной Америки. Однако главный герой очень быстро приспосабливается к новому для него образу жизни и скоро уже ничем не отличается от обычного американского парня. Достоинства «Тора» коренятся не в сюжете или актерской игре, а в многочисленных спецэффектах и радости узнавания, которую должны испытывать зрители, с детства знакомые с оригинальным комиксом. Тем же, кто равнодушен к компьютерной графике, а о Торе знает по Старшей и Младшей Эддам, фильм мало что может предложить.

Страница фильма на сайте IMDb


Автор:  ©  Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку