ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Единое научно-образовательное пространство

О сайте
Центр истории исторического знания
Центр интеграции
Наши партнеры
Пишите нам
info@worldhist.ru

Традиционный дидактический подход в педагогике

Цель обучения в традиционном подходе формулируется как передача учащимся накопленных человечеством знаний, формирование умений и навыков. Отношения между учителем и учеником субъект-объектные. Субъектом деятельности является учитель, который определенными действиями вызывает требуемые изменения в объекте педагогического воздействия - ученике.

Содержание образования включает в себя ЗУНы: знания, умения, навыки, сгруппированные в учебные предметы на основании существующих областей научной и практической деятельности. В методах обучения ведущая роль принадлежит учителю, поэтому используются рассказ, объяснение, беседа (представляющая собой вопросы учителя, на которые он знает ответы, и ответы учащихся, свидетельствующие о том, что они усвоили то, что сообщил им учитель), демонстрация, иллюстрация, практическая работа. Основная форма обучения - урок. Традиционный подход к процессу обучения является единственным официально признанным в отечественном образовании, следовательно, все нормативные документы разрабатываются под этот подход.

В традиционном подходе учебный предмет является неотъемлемой стороной процесса обучения. Содержание образования существует в форме учебных предметов и представляет собой основы наук и некоторых областей деятельности.

И.И. Логвинов приводит порядок разработки программ учебных предметов, который должен быть реализован согласно работам по дидактике и методике отдельных предметов:

  • педагогическая формулировка целей обучения конкретному учебному предмету;
  • конструирование критериев отбора учебного материала, соответствующих сформулированным целям;
  • отбор учебного материала и выявление логики связи его отдельных элементов;
  • расположение отобранного учебного материала в некоторой последовательности (создание учебной программы) в соответствии с логической взаимосвязью отдельных элементов знания и дидактическими принципами обучения.

Однако на практике, что особенно наглядно проявляется при разработке новых учебных программ или внесении серьезных изменений в уже действующие, учебные программы создаются иначе. И.И. Логвинов называет этот метод - методом авторитетных мнений. Создается специальная предметная комиссия из крупных ученых, преподавателей вузов и отдельных учителей, члены которой на основе своего внутреннего понимания задач, стоящих перед школой, опыта преподавания, впечатлений от участия в работе приемных комиссий и пр., предлагают некоторое содержание учебной программы (всей или какой-либо части) в виде свободно составленных текстов или перечня отдельных тем. В этих текстах с различной степенью полноты перечислены научные понятия, законы, факты и практические приложения науки, подлежащие (по мнению соответствующего члена комиссии) усвоению учащимися за время обучения в школе. Таким образом, даже на стадии внесения первичных предложений не только не объективируются цели обучения и критерии отбора, но и не разделяются вопросы определения содержания учебной программы и структуры (последовательности) изложения учебного материала.

В педагогической литературе можно встретить теоретические положения отбора учебного материала в учебный предмет. Проектирование учебного предмета, по мнению В.П Беспалько, должно начинаться с постановки целей, но они должны быть конкретные, достижимые и проверяемые. На втором этапе проектирования должна использоваться логическая структура той науки, представителем которой является учебный предмет. Ее использование должно быть сквозным, от начальной до старшей школы, без перегрузок и дублирования, но с сохранением преемственности. Логическая структура учебного предмета и цели должны быть подвергнуты учительской экспертизе на предмет избыточности состава учебных элементов в предмете и доступности целей его изучения.

На третьем этапе выделяются все учебные элементы. Подсчитывается коэффициент перегрузки. На четвертом этапе происходит преобразование в обычную текстовую программу. На пятом - разрабатывается учебник. Критерием качественного проектирования является полная, т.е. 100%, отличная успеваемость всех учащихся. Отметим, что подробно разработанная В.П. Беспалько процедура конструирования учебного предмета в практике не реализована.



Вернуться

 
 Новости
 Книжная полка

© Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство, 2003, e-mail: info@worldhist.ru