Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Проблемы историографии ранней исламской государственности (Часть II)

Ахмедов Айбек

Имя: Айбек
Отчество: Шухратович
Место основной работы (Организация/ВУЗ): Brunel University, London, UK
Подразделение (факультет): School of Law
Отдел (кафедра): International Public Law
Ученая степень: магистр
Научные интересы : ИудаистикаИсламоведение
Список научных трудов (до 1 Мб): [ Скачать ]

Проблемы историографии ранней исламской государственности (Часть II)

В прошлом посте, мы остановились на методах исторического исследования, использованных Йозефом Шахтом для установления письменной традиции в раннем исламе.

Одна из главных заслуг Шахта, для историографии раннего ислама, заключается в том, что он первым подверг основательной критике цепь передатчиков (иснад) используемые мусульманским традиционистами, при передаче того или иного предания (хадиса или атара). Вместе с этим, он не оставил без внимания тексты (матн) этих преданий.

В отношении цепи передатчиков, он использовал теорию общего звена, которая предполагает что в каждой цепи передатчиков существовал одно лицо или цепь одних и тех же лиц, связанных друг с другом и эту цепь одинаковых лиц, традиционисты использовали для подделки того или иного предания.
Так, например, возьмем следующие цепи передатчиков, которые Шахт использовал в качестве доказательства своей теории.
Пророк Мухаммед - Джабир - Мутталиб - Амр б. Аби Амр - Сулайман б. Билал - анонимное лицо - Шафии
Пророк Мухаммед - Джабир - Мутталиб - Амр б. Аби Амр - Ибрахим б. Мухаммад - Шафии
Пророк Мухаммед - Джабир - человек из племени Бану Салама - Амр б. Аби Амр - Абд ал-Азиз б. Мухаммад - Шафии

По мнению Шахта, первые три лица, источник предания (Пророк Мухаммед) и два последующих лица (Джабир и Мутталиб или человек из племени Бану Салама), которые передали предание, являются поздней вставкой и источником или точнее подделавшим данное предание является четвертое лицо, которое одинаково во всех преданиях (Амр б. Аби Амр). Он и является общим звеном в данных преданиях.

Эта методология позволила Шахту определить достоверность многих преданий и таким образом показать, что подавляющее большинство является продуктом творчества лиц, живших уже через 100 лет после после смерти Мухаммеда.
Вторым методом, который применялся Шахтом - это был метод сравнения ранних или поздних преданий с одинаковым содержанием, но с разными цепями передатчиков.

Так, например, предание с иснадом: Абу Ханифа - Хаммад - Ибрахим Накхаи - Алкама б. Кайс и Асвад б. Йазид - Ибн Маъсуд было подменено следующим иснадом: Мухаммад б. Убайд - Мухаммад б. Исхак - Абд ал-Рахман б. Асвад - Асвад б. Йазид - Ибн Маъсуд с Асвадом и Алкама. Первый иснад был использован в книги Китаб ал-Атар Шайбани, а второй в книге Ихтилаф Али ва АбдАллах б. Маъсуд, которая была включена в большую книгу Шафии Китаб ал-Умм.
Замена иснадов происходила в первую очередь из-за недоверия традиционистов (асхаб ал-хадис) к последователям школы Абу Ханифы, которых они называли асхаб ал-раъй, хотя последние никак не называли себя подобным именем.
Третья методология, которую использовал Шахт в определении достоверности преданий, посредством текстов преданий, а именно частоте употребления того или иного правового принципа, который до этого встречался без цепи передатчиков или же был иностранным (римским или иудейским) принципом права.

Таким образом, Шахт, например, определил что многие предания содержащие правовые принципы, являются рефразировками или измененными формами, принципом, авторы которых были иностранные юристы или были вообще неизвестны.

Так, например, принцип ограничения уголовных наказаний, является анонимным принципом, но был позднее приписан сподвижникам Пророка Мухаммеда или им последователям. Или же римский принцип "pater est quem nuptiae demonstrant", был перефразирован в принцип "новорожденный ребенок принадлежит брачной ложе". В доказательство того, что данный принцип не является исламским и не мог быть исламским, Шахт приводит стихи Корана об идде (ожидательном периоде), который противоречит принципу.
Методы критического анализа преданий, которые Шахт применял в отношении правовых преданий, однако не могут быть полностью применимы в отношении исторических преданий, так как последние имеют определенный сюжет или описывают длительные события.
Единственно, к чему можно применить эти методы в отношении исторических преданий, так это события, которые могли иметь исторические паралелли с прошлым или же события, которые уже были описаны или в Библии или же в других священных книгах.
К историческим преданиями больше применимы методы Гольдциера, так как большинство исторических преданий были подделаны со стороны разных политических или религиозных групп. Так, например, нельзя полностью доверять историческим преданиям о династии Умаййадских халифов, так как они были записаны или переданы в период правления Аббасидов, которые были антагонистами Умаййадов.
В эту ловушку попал и сам Гольдциер, которые считал что династия Умаййадских халифов была нерелигиозна и жестко преследовала религиозных деятелей. Ловушка заключается в том, что такое мнение о династии создали поздние мусульманские историки, и Гольдциер их безоговорочно принял их.
Продолжение следует...