Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Tacitus (все сообщения)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
Директор ИВИ РАН Александр Чубарьян получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

Директор ИВИ РАН Александр Чубарьян получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

Бузыкина И.Н., Бузыкина М.Н. Визуальные образы в рукописи второй четверти XI – первой половины XII вв. Cotton MS Claudius B IV (древнеанглийский перевод Ветхого Завета)

Бузыкина И.Н., Бузыкина М.Н. Визуальные образы в рукописи второй четверти XI – первой половины XII вв. Cotton MS Claudius B IV (древнеанглийский перевод Ветхого Завета)

ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ очередного заседания научно-исследовательского семинара "Люди и тексты" (Центр истории исторического знания ИВИ РАН, 21 декабря 2011 г. после 16.30)


Бобкова М.С. Книжные Индексы в сочинениях об истории Раннего Нового времени
Бобкова М.С. Книжные Индексы в сочинениях об истории Раннего Нового времени

ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ очередного заседания научно-исследовательского семинара "Люди и тексты" (Центр истории исторического знания ИВИ РАН, 24 октября 2011 г. после 16.30)

Декабристы: политические честолюбцы или передовая часть российской элиты?

Декабристы: политические честолюбцы или передовая часть российской элиты?

Пятый канал, Программа "Суд времени", 9-10 декабря 2010 г.
Вторая конференция Российского сообщества преподавателей религиоведения

Вторая конференция Российского сообщества преподавателей религиоведения

Санкт-Петербург, 2-4 июня, 2011
Мереминский С.Г. Арки и колонны как элементы «ментального пространства» средневековых исторических текстов

Мереминский С.Г. Арки и колонны как элементы «ментального пространства» средневековых исторических текстов

ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ очередного заседания научно-исследовательского семинара "Люди и тексты" (Центр истории исторического знания ИВИ РАН, 6 июня 2011 г. после 16.30)


http://www.ustream.tv/flash/viewer.swf"> http://www.macromedia.com/go/getflashplayer" type="application/x-shockwave-flash" pluginspage="http://www.macromedia.com/go/getflashplayer" flashvars="cid=8292644&autoplay=false" width="480" height="296" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always" src="http://www.ustream.tv/flash/viewer.swf" >


http://www.ustream.tv/" style="padding: 2px 0px 4px; width: 400px; background: #ffffff; display: block; color: #000000; font-weight: normal; font-size: 10px; text-decoration: underline; text-align: center;" target="_blank" >Broadcasting Live with Ustream.TV
Сидоров А.И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб, Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2006. – 352 с. (Серия “Studia classica”)
Монография известного московского историка-медиевиста А.И. Сидорова посвящена одному из важных аспектов духовной культуры эпохи, которая на удивление давно не обращала на себя должного внимания отечественных исследователей. В самом деле, после фундаментального труда рано умершего А.С. Вязигина («Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого») в нашей медиевистике появлялись только отдельные статьи и заметки Л.Н. Беркута, А.А. Фортунатова и некоторых других медиевистов разных эпох (порой эти работы носят более обзорный, чем исследовательский характер). Ныне большинство из них известно лишь ограниченному кругу специалистов. В какой-то мере этот пробел восполняют статьи В.К. Ронина, но, к сожалению, уже длительное время он не связан с российской наукой.

В совокупности же, всё сказанное следует признать почти необъяснимым парадоксом, поскольку первостепенная важность каролингского времени в истории формирования средневековой цивилизации не подвергается (и никогда не подвергалась) сомнению.

Итак, книга посвящена духовной культуре каролингской эпохи, а точнее – историописанию. Уже этот факт можно было бы приветствовать. Однако книга А.И. Сидорова – не просто труд, закрывающий формальную лакуну в исследовании соответствующего исторического периода. Это, вне сомнения, полноценное и оригинальное исследование, не лишённое отдельных спорных мест, но выполненное на приличном европейском уровне (слава Богу, наконец-то пришло то время, когда работы наших медиевистов можно оценивать по этой – самой высокой – планке). Оценка, адекватная труду, затраченному автором, требует иных, более широких рамок, чем позволяет ограниченный объём краткой аннотации. Поэтому, оставляя за собой право на полноценную рецензию в серьёзном печатном издании, представлю здесь лишь отдельные краткие замечания, призванные не столько дать характеристику исследованию, сколько обратить на него читательский интерес.

Во-первых, работа стала естественным продолжением серии публикаций историографических памятников каролингского времени, осуществлённых самим А. И. Сидоровым (либо подготовленных при его непосредственном участии) начиная с 1999 г. Автор и здесь оказался верен себе, представив в приложении русский перевод «Деяний мецких епископов» Павла Дьякона.

Во-вторых, вызывает уважение уровень эрудиции исследователя. Он явствует уже из содержания вступительного раздела, в котором читатель обнаружит краткий, но исчерпывающий очерк истории изучения средневековой историографии вообще, и каролингской – в частности. Вместе с тем, автором привлекались все основные издания источников, и, более того, рукописная традиция. Её специальное описание содержится в «Приложении 2» («Памятники каролингской историографии в западноевропейской рукописной традиции IX – XII вв.»). Немаловажная деталь: А.И. Сидоров использовал в процессе исследования материалы как петербургских собраний (ОР Российской национальной библиотеки), так и парижской Национальной библиотеки.

В-третьих, переходя к характеристике основной части, обратим внимание на то, что, пожалуй, ни один из историков каролингского времени не был упущен из поля зрения автора. Главу за главой (всего их шесть) А. И. Сидоров исследует особенности манеры историописания, отличающие тексты Павла Диакона, Эйнхарда, Астронома, Тегана Тирского, Нитхарда, Регинона Прюмского и, наконец, знаменитого санкт-галленского Ноткера Заики (его «Деяний Карла Великого»).

Наконец, в-четвёртых, в числе авторских выводов наиболее интересными и обоснованными представляются замечания об отсутствии абсолютно единой манеры историописания, свойственной всем без исключения каролингским историкам, особенностях использования ими источников (устных и письменных), состава их аудитории и др.

Воистину, перед нами не просто оригинальное издание, но и труд, содержащий ценнейшие сведения справочного характера (последнее замечание прямо адресовано вузовским преподавателям истории Средних веков).

И, в заключение, несколько вопросов предварительного характера, адресованных автору (подробнее о том же – чуть позднее и в другом месте). Первый: как он представляет себе предысторию каролингской историографии (ибо начинает прямо с Павла Диакона – одной из вершин мастерской историописания каролингского времени)? В частности, какое влияние на формирование особенностей стиля этой мастерской оказали как минимум три культурные традиции «предкаролингского» седьмого столетия, связанные множеством уз с землями, на которых формировалась каролингская держава (я имею в виду традиции собственно франкскую, а также испанскую и англо-саксонскую)? Второй: при несомненной репрезентативности круга использованных источников, они представлены почти исключительно краткими анналами. Почему? Скажем, в какой мере наблюдения, сделанные на материале «Деяний мецких епископов» Павла Диакона, могут быть распространены на его же «Историю лангобардов»? Наконец (третий), как соотносятся формы исторического сознания, представленные в анналах, с одной стороны, и иных типах исторических сочинений, например, таких оригинальных, как поэма Эрмольда Нигелла «Во славу Людовика [Благочестивого]»?

Надеюсь, эти вопросы сами по себе будут небезынтерсны автору, а потенциальному читателю они дадут дополнительный стимул для того, чтобы не откладывать прочтение представленной здесь любопытной книги «на потом».
Сидоров А.И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб, Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2006. – 352 с. (Серия “Studia classica”)
Дмитрий Бовыкин "ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ МАЗАРИНИ…"
Можно и вычеркнуть "слова из протокола" (ну и выражение; у меня же не обвинительный акт), не обижусь, писал-то не об этом. Коллег-специалистов по истории Франции не так много в Санкт-Петербурге (где я и правда зарегистрирован), все мы друг друга знаем, и конечно, обсуждаем книжные и научные новости. Я действительно выразил не только свое мнение, поверьте. А вообще-то писать о "Мазарини" мадам Ивониной не хотелось только потому, что хорошо знаю текст переводной книги Пьера Губера с аналогичным же названием и степень его "влияния": сравните, например, пожалуйста, С.52-53 Губера и С.74-75 Ивониной. Впрочем, пишу все это не со зла, а с вполне добрыми побуждениями, так как настоящий историк должен уметь отделять зерна от плевел.

Владимир Шишкин
Дмитрий Бовыкин "ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ МАЗАРИНИ…"
Полностью согласен с реакцией коллеги-нейтрального гостя на пассаж Владимира Шишкина. Но книга Л.И.Ивониной мне, если честно, понравилась, хотя ее отдельные части и напоминают роман. У нее Мазарини авторский, он и человек, и историческая личность. Критика Д.Ю.Бовыкина небезосновательна, но однобока. По проблеме внешней политики он ее неловко «щиплет».

Валерий
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.