Поиск по сайту
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

03.06.2012

Обнаружены древнейшие свидетельства социального неравенства в Европе

Александр Бентли из Бристольского университета (Великобритания) и его коллеги пришли к выводу, что наследственное неравенство существовало в Европе уже 7 тыс. лет назад.

Большинство исследователей считает, что социальная иерархия возникла с появлением сельского хозяйства. Самым ранним из известных земледельческих общин Ближнего Востока почти 11 тыс. лет. Поиски доказательств социальной стратификации в этих обществах дали неоднозначные результаты. Некоторые ранние сельскохозяйственные общины демонстрируют признаки того, что люди играли разные роли, поскольку кто-то из них похоронен с большой помпой и дорогими предметами — керамикой и орудиями труда. В то же время нельзя с уверенностью утверждать, что это неравенство имело наследственный характер или было жёстко закреплено.

По-видимому, положение дел изменилось через некоторое время после того, как ближневосточные крестьяне стали переселяться в Европу (примерно 8,5 тыс. лет назад). Одна из наиболее изученных земледельческих культур того времени - культура линейно-ленточной керамики - возникла на территории современной Венгрии около 7,5 тыс. лет назад и за 500 лет распространилась довольно широко, добравшись до Парижа, после чего, похоже, ей на смену пришли другие культуры.

Давно замечены признаки социальной стратификации в культуре линейно-ленточной керамики. Например, избранных мужчин хоронили вместе с каменными теслами. Но некоторые исследователи утверждают, что расслоение формировалось постепенно, на протяжении сотен лет.

Группа г-на Бентли проанализировала зубную эмаль более трёхсот скелетов из семи захоронений, разбросанных по Чехии, Словакии, Австрии и Франции, охватив тем самым основную часть территории распространения культуры линейно-ленточной керамики. Их возраст варьировался от 7 400 до 6 900 лет.

В первую очередь исследователей интересовали изотопы стронция. Атомы этого элемента попадают в организм с водой и пищей, и отношение более тяжёлого стронция-87 к стронцию-86 соответствует типу почвы и геологической формации в том месте, где жил человек, особенно ребёнком.

Предыдущие исследования показали, что европейские фермеры предпочитали лесс. Его показатель отношения тяжёлого изотопа стронция к лёгкому несколько ниже, чем в менее плодородных областях — например, на холмах из гранита и песчаника. Однако европейский ландшафт весьма неоднороден, поэтому учёные опирались больше на вариативность изотопных показателей, чем на абсолютные значения.

Выяснилось, что мужчины, похороненные с тёслами, чаще росли на лёссовых почвах, чем те, чьи могилы остались без этих инструментов. Тёсла встречались в 62 из 310 захоронений. Но только один из этих 62 скелетов имел свидетельства того, что человек вырос на других почвах. Кроме того, вариативность соотношения изотопов стронция в скелетах с тёслами значительно ниже, что интерпретируется исследователями как свидетельство одного типа местности происхождения этих людей.

Ещё одна важная закономерность обнаружена при анализе 153 женских останков. В них вариативность соотношения изотопов стронция оказалась намного больше, чем у мужчин, то есть женщины чаще, чем мужчины, росли в менее плодородных областях.

Все эти закономерности выявляются на примере и ранних, и поздних погребений культуры линейно-ленточной керамики, то есть социальное неравенство не изменялось с течением времени.

Исследователи пришли к двум основным выводам. Во-первых, некоторые мужчины имели более широкий доступ к плодородным почвам, чем другие, — вероятно, потому что они были сыновьями фермеров и унаследовали доступ к лучшим землям. Во-вторых, общины культуры линейно-ленточной керамики были патрилокальными, то есть мужчины, как правило, всю жизнь жили в одном месте, а жён брали из других областей. Ряд недавних генетических исследований дал аналогичные результаты.